FW-189 UHU-«рама», «Летающий глаз Люфтваффе»

Всегда при постройке очередной модели стоит выбор прототипа. Я в первую очередь обращаю внимание на внешний вид, формы, ну и одно из важных условий - известный и редкий. Чем реже встречается модель в модельном мире, тем больше она представляет для меня интерес.

Давно хотел построить модель двухмоторного самолета, но никак не мог определиться с прототипом. Однажды попал «под руку» знаменитый разведчик, легендарный самолет Второй Мировой (эта тема мне особенно интересна) Фокке-Вульф-189, или как его больше знают под именем «РАМА».

Выбор размера и типа.

Приемлемым для постройки опытного (первого) двухмоторника выбрал масштаб 1/14, размах крыла 1300мм, электрическая силовая установка, материалы - пенопласт-«потолочка» и «утеплитель».
Неплохой чертеж для пенопластовой модели нашел на одном из немецких модельных сайтов.

Балки.

Разделяем балку на 5 частей-капот, моторный отсек, центроплан, хвостовая балка, киль. По шаблонам поперечных сечений вырезаем струной половинки каждой балки. Получаются такие «скорлупки» с внутренним облегчением. Формы без излишних изгибов и потому их проще повторять. Все детали собираем на «драконе».

Крыло.

Крыло разборное (центроплан –рама + съемные консоли), для удобства транспортировки. Консоли я сделал из потолочки. Профиль образован корневой и концевой нервюрами, и лонжеронами. Обшивка – потолочка. Первый лонжерон образован пеналом для вставки алюминиевого прутка диаметром 6мм, на котором собирается крыло. Посредине вклеены площадки под установку рулевых машинок управления элеронами. Размер элеронов увеличен по ширине. Этого оказалось мало, нужно было увеличить ещё и по размаху. В то же время раздельное управление элеронами позволяет реализовать флаппероны.

Центроплан.

Центроплан вырезан из «шарикового» пенопласта, усилен сосновыми рейками, кабина собрана из стенок распущенного на 8мм пластины пенопласта. Кабина не очень большого объема, так как в реальности представляет собой огромную «оранжерею» - задача самолета – авиаразведка, что подразумевает в первую очередь хороший круговой обзор. По этой причине приборная доска занимала мало места и размещалась в верхней части пилотской кабины. Здесь сходиться самая главная «изюминка» рамы, так как такого шедевра не встретишь практически не на одном разведчике. В кабине размещается приемник и ходовая батарея.

Кили.

Вырезаны по шаблону из 8 мм пенопласта, кромки навеса рулей усилены бальзой. Для управления РН не стал применять тяги, а вклеил в каждый киль по одной микромашинке с усилием в 400гр/см, по толщине они как раз вписались в тело киля. К приемнику обе машинки присоединяются с помощью Y-кабеля.

Стабилизатор.

Имеет большую площадь, также большой по площади РВ, из-за чего расходы зажимал до 35-40%. Привод через боуден от машинки, расположенной в районе центроплана в правой балке.

Кабина.

Лобовое стекло представляет тоже особый интерес из-за своей многогранной конструкции. Поначалу хотел сделать каркас, и вклеивать каждый фрагмент отдельно, но на таком маленькой модели это показалось неоправданно трудоемко. Поэтому был попутно изготовлен вакуумный ящик для формовки, из большого деревянного бруска по проекциям был изготовлен болван(потратил на него около 30 мин ножовкой, напильником и наждачкой). Из упаковочного пластика за несколько попыток изготовил Носовую часть. Хвостовая часть(конус стрелка) был сделан из упаковки кока от Great Plane, центральная часть остекления была имитирована на пенопласте с помощью клейкой алюминиевой фольги(скотча).

Размещение оборудования.

Регуляторы я разместил в гондолах, сразу за моторами, силовые провода соединил параллельно. Питание на приёмник подаётся от BECов через дополнительную плату. На этой плате +5В от обоих ВЕСов пустил через диоды Шоттки BYV26, тем самым обеспечив бесперебойное питание аппаратуры на случай полного отказа одного из регуляторов.

Управление моторами с разных замикшированных каналов. Управление элеронами независимое. Возможности аппаратуры (она у меня самодельная) позволили реализовать несколько настроек: взлетный режим с ограниченными расходами, полетный режим с увеличенными расходами рулей и режимом флапперонов. Выставлены микшеры которые связывают обороты с рулем направления(РН). На каналы газа внесено влияние 30% от РН и 10% от дополнительного пропорционального канала (крутилки), что дает возможность точной подстройки оборотов моторов в унисон(звук становиться монотонно гудящим и особенно приятным на слух, что и радует в двухмоторниках). Таким образом реализован режим „разнотяг”.

Обтяжка .

Производилась скотчем с последующей покраской из баллончика нитрокраской. К копийной окраске не старался приблизиться, больше так сказать «по мотивам».

Мотоустановка.

Два мотора KDA-2028-1000kV , винты GWS 8х4 левого вращения, регуляторы TowerPro 18A, аккумулятор один 3S 1300мА, хватает на 7-8 мин полета. Моторы крепятся на моторамы из 3мм «апельсиновой» фанеры. Выкосы моторов установлены примерно 1,5грд вниз и на 1,5-2 грд в стороны от центра. На этом и остановился.

Взлетный вес модели вышел 800грамм.

Расходы элекроны 15мм, руль высоты 10 мм вверх/вниз, руль направления 7-8мм влево/вправо. По завершению нескольких вылетов можно было уже дать оценку модели: неплохая стабильность по крену, хороший отклик на РВ, разнотяг+РН дают энергичные развороты по курсу, запас мощности моторов (летал на 60-70% уверенно). На посадке скорость большая, приходиться точно «притирать» модель из-за слабого обдува элеронов на малой скорости. Здесь вижу два выхода - удлинять элероны или делать полноценные закрылки.

Общая визуальная оценка: красив в полете, монументален, хорошо распознается своеобразная «рама» на фоне неба, полет как настоящего высотного разведчика.

Несмотря на выявленные недостатки при постройке, модель произвела хорошее впечатление. Ну и дала первый шаг в сторону многомоторников.

"Видео первого пробного вылета "

"Тема о постройке выложена на форум rcdisign"

"Тема о постройке выложена на форуме modelka"