ГИДРОСАМОЛЁТ КАТАЛИНА

Немного истории

PBY Catalina была двухмоторным американским летательным аппаратом, построенным канадцами. PB означает Патрульный Бомбардировщик, а Y связано с идентификацией изготовителя самолета. Каталина могла нести глубинные бомбы, торпеды и была оборудована 50-калибровыми автоматическим оружием. Она являлась одним из наиболее широко используемых многоцелевых самолетов во время Второй мировой войны. Каталина PBY считается самым успешным когда-либо производимым гидросамолетом. Разработанная американским производителем авиационной техники в Сан-Диего, Калифорния, летающая лодка была запущена в производство в марте 1935 и производилась 10 лет. Несмотря на ее уязвимость из-за нехватки скорости, Каталина являлась самолетом линии фронта, эффективно ведущим борьбу с японцами благодаря высокой дальности полета.

Особенности конструктива

У меня имеется опыт сборки и пилотирования двух вариантов Каталины: от фирмы Greate Planes и HobbyKing (пенопласт). Обе они с размахом крыльев примерно в 130 мм. Первая выглядит более копийно, но сложнее в управлении. Между тем, вторая очень дешева и замечательно летает.
Неприятной особенностью Каталины от Greate Planes является близкое расположение двигателей от фюзеляжа – винты почти задевают крышку отсека, в котором располагается приёмник и аккумуляторы. Кроме того, винты иногда касаются воды, особенно на малом ходу. Между тем, вторая Каталина была рассчитана на коллекторный двигатель, и поэтому пришлось её немного доработать. Чтобы по возможности уменьшить неприятные последствия попадания воды внутрь, рекомендуется перед полётами на дно фюзеляжа класть обыкновенную тонкую женскую прокладку.

Особенности пилотирования

Я бы выделил три фазы взлёта гидросамолета: сначала набирается скорость, это желательно сделать быстро, чтобы винтами не бить по воде. Модель выходит на глиссирование. После этого (вторая фаза) следует длинный плавный разгон. Здесь важно, чтобы модель не задела воду одним из поплавков, иначе она сделает резкий разворот на месте, и вода попадёт внутрь. Третья фаза - медленный плавный отрыв от воды и набор высоты.

Во время полёта обе указанные Каталины очень летучи. Первая легко справляется с петлёй, но с трудом делает размашистые бочки (лучше их вообще не выполнять на ней). Тогда как вторая – обладает значительно более высокими пилотажными качествами и крайне послушна.

Важнейший элемент любого полёта – посадка. Посадка на воду требует выработки особенно высоких навыков пилотирования. Требуется, начиная примерно с полуметра от поверхности воды, добиться максимально малой скорости снижения, чтобы модель не плюхалась в воду, а коснувшись поверхности воды и легко скользя по ней, медленно остановилась. Как при взлёте, так и посадке, желательно движение модели по прямой линии или же широкой плавной дуге.

Желаю удачи и успехов в пилотировании гидросамолётов!

Владимир