Как правильно обкатать калильный двигатель.

ДВС двигатели требует определенного времени для обкатки. На сколько Вы хорошо обкатаете двигатель, на столько он будет хорошо работать в дальнейшем. Поэтому к этому процессу нужно подходить серьёзно, и потратить какое то количество своего времени.

Одним из основных врагов любого работающего двигателя является его перегрев, особенно пагубно влияние перегрева во время обкатки, т.к. детали двигателя ещё не притёрты и в таких местах возникают очаги интенсивного нагрева. Наша задача во время обкатки так эксплуатировать двигатель, чтобы не допустить его перегрева. Основным способом эффективного отвода тепла является - обильная смазка. Она омывает все детали двигателя и отводит от них тепло. Во время обкатки двигатель должен работать обязательно на богатой смеси (масло у нас в топливе, больше топлива – больше смазки), при возможности процент содержания масла может быть, но не обязательно увеличен до 25 процентов. Я добавляю касторку, лучшего масла пока не придумано. Мало кто знает, но в охлаждении калильных двигателей принимает участие не только масло, обдув воздухом, но и содержащийся в топливе спирт. При испарении он очень сильно поглощает тепло. Это ещё один плюс от работы на богатой смеси.

Процесс обкатки я разделяю на три этапа.

  1. Основной.
  2. Промежуточный.
  3. Завершающий.

С ростом номера этапа растёт его продолжительность.

Основной.

Самый короткий этап, но,самых важный. Некоторые моделисты ограничиваются только им. Этот этап можно проводить на стенде, можно на модели. Если проводите его на модели, при наличии капота, рекомендую его снять. Это улучшит охлаждение двигателя и снизит температуру.

Этот этап имеет две фазы.

Первая фаза.

Начинаем с подготовки топлива и двигателя.
Топливо – по возможности добавляем масла до 25 процентов.
Смотрим инструкцию и откручиваем иглу карбюратора на необходимое число оборотов. Для этого вначале закручиваем иглу до упора, а затем откручиваем иглу на необходимое количество оборотов. Обычно это значение равно 3, если не знаете, открутите на 4-е оборота, хуже от этого точно не будет.

Наполняем двигатель топливом.

    Способов несколько:
  1. Закрываем пальцем карбюратор и вращая за винт наполняем двигатель топливом. Обычно достаточно трех оборотов.
  2. Налить топливо непосредственно в футорку.
  3. Можно заткнуть пальцем глушитель и вращая винт подкачать топливо в двигатель.

Очень важно не переусердствовать, могут возникнуть проблемы с запуском.

Открываем заслонку карбюратора на 3/4, подаём накал на свечу и производим запуск двигателя. Как только двигатель запустился, плавно открываем заслонку до положения полностью открыто. Двигатель должен работать на средних или даже чуть ниже оборотах. Выхлоп двигателя должен быть интенсивно дымным и масляным. Если же двигатель глохнет – это значит, что у Вас бедная смесь, иглу нужно открутить ещё.

Только при полностью открытой заслонке можно попытаться отключить накал. Делайте это медленно, и если Вы почувствовали, что двигатель начинает останавливаться, подключите накал обратно. Ничего страшного в этом нет. Свеча интенсивно охлаждается большим количеством топлива. Оставьте накал подключённым. Если у Вас панель, можно немного убрать ток.

Дайте двигателю выработать бак полностью. Затем дайте двигателю остыть, заправьте бак ещё раз и дайте двигателю выработать ещё один бак в таком же режиме. На этом первая фаза заканчивается.

Вторая фаза.

Запускаем двигатель. Прогреваем. Закручиваем иглу, обедняем смесь – двигатель повышает обороты. В идеале нужно останавливаться на грани выхода двигателя в режим. Лучше не дойти до этого режима, чем его перейти. Даем двигателю поработать с повышенными оборотами секунд 10, затем откручиваем иглу на пол – один оборот. Должно быть значительное снижение оборотов. Даём так поработать секунд 30, затем опять повышаем обороты. Таким способом, увеличивая и уменьшая обороты, вырабатываем ещё два бака.

Как только, Вы выработали второй бак этой фазы, первый этап обкатки двигателя считается законченным.

Основной ошибкой первого этапа является снижение оборотов не обогащением смеси, а прикрытием заслонки.

Устанавливаем двигатель на модель, если он был на стенде, и переходим ко следующиему этапу обкатки.

Промежуточный

Этот этап проводится в полёте.

Запускаем двигатель. Наша задача настроить двигатель так, что бы модель могла безопасно летать, и при этом двигатель работал в режиме богатой смеси. Поймать такой режим сложно, так как не понятно где он находится, поэтому самым простым способом будет настроить двигатель так, что бы его настройка находилась в самом начале нормального режима. Один щелчок на игле в сторону обогащения и двигатель выходит из режима.

Как только двигатель настроен, можно переходить к полётам. Первый вылет желательно проводить в горизонте, подъёмы должны быть плавными. С каждым последующим вылетом можно потихоньку прикручивать иглу и подъёмы делать более энергично. С третьего вылета начинаем делать петли, горки. Т.е. подъём с выводом двигателя на максимальные обороты должен чередоваться со снижениями и уменьшением оборотов.

Где то к десятому вылету двигатель должен быть выведен на рабочие обороты. На этом второй этап заканчивается.

Если Вы использовали топливо с повышенным содержанием масла, то по завершению этого этапа нужно переходить на использование обычного топлива.

Завершающий.

Этот этап ничем не отличается от обычной эксплуатации двигателя. По этой причине многие про него даже и не догадываются, но он есть. Каких либо нюансов по настройкам нет. Признаками окончания третьего этапа будут:

  1. Перестаёт снижаться расход топлива.
  2. Настройки двигателя и его параметры приобретают стабильность.

Собственно это всё, что я хотел рассказать про обкатку двигателя.

После полной обкатки параметры двигателя ставятся настолько стабильными, что только небольшие корректировки могут потребоваться при дальнейшей эксплуатации. Как правило, при изменении температуры. При снижении температуры основную иглу нужно откручивать, обогащать смесь, при повышении наоборот прикручивать, обеднять смесь.

Выше описанная процедура подходить как для двухтактных, так и для четырёхтактных, кольцованных и не кольцованных двигателей.